Зачем нужны дорожные карты цифровой трансформации

Дискуссия 19 марта на эту тему – 1-ая и очень важная для нашего сообщества Индустрии 4.0. По сути, признавая первенство крупных компаний в процессах цифровизации, как главный и очень положительный тренд 2018-19, мы тем самым устанавливаем и планку общих ожиданий для всех стейкхолдеров. То есть, это означает, что все, кто ранее заявил о своей приверженности курсу цифровой трансформации (DX) и Индустрии 4.0, находятся под пристальным вниманием участников рынка – мировых вендоров, интеграторов, бизнес-ассоциаций, консалтинговых компаний и даже правительства. Если сказали «А», все ожидают, когда будет «В».

 

Подходы крупных компаний к цифровой трансформации

Напомним, что оснований для выделения тренда «крупные компании – как драйвер DX» было в прошлом году много. ДТЕК, Укрзализныця, Метинвест, Интерпайп, КБ «Южный», ФЭД, дочки НАК «Нафтогаз», Кернел, МХП, и многие другие открыто заявили о своей приверженности курсу цифровизации предприятий. Все вышеназванные компании серьезно инвестируют в новые технологии, а некоторые из них запустили собственные корпоративные акселераторы. Тренд корпоративных инноваций к тому же разогревается несколькими IT-инкубаторами, стремящихся вовлечь IT-индустрию и сообщество стартапов в процессы преобразований наших предприятий.

Несмотря на весь позитив этого тренда, несложно увидеть и некоторые перекосы или «проколы», типичных для этого раннего этапа эволюции. Рассмотрим их в 3-х наиболее типичных категориях подходов к инновациям

  1. Традиционный, жесткий отбор через тендерование

Это классический и самый распространенный метод отбора подрядчиков на выполнение тех или иных работ. Для гос. предприятий сегодня также обязательным условием отбора являются е-торги через систему prozorro, где главным критерием является цена предложения.

Самым показательным здесь является тендер Укрзагдобыча (УГД) на мониторинг скважин по газодобыче, и где с сумой более 10 млн долларов победил американский Honeywell. Это – достаточно сложный и масштабный проект, в котором менеджеры УГД сумели правильно провести процесс пред-квалификации, в результате чего в финал тендера попали наиболее квалифицированные подрядчики. Причем цена торгов в финале упала в 2 раза.

Вызовы по отношению к DX: в целом это очень положительный момент для нефтегазовый отрасли, которая по инвестициям начинает резко догонять упущенные в предыдущие годы возможности модернизации. Однако по отношению к вопросам цифровой трансформации, это проект не решает многих другие вызовы, стоящие перед подобными гос. компаниями

  • здесь вообще не видно украинских подрядчиков или производителей – таким образом гос. компания усиливает составляющую импорта
  • по имеющейся информации, технологии, которые будут использованы Honeywell, относятся скорее к классическим 3.0, чем инновационным. В частности, в проекте еще не решаются типичные для подобного масштаба задачи 4.0, как создание платформ IIoT. Хотя вероятно это был шанс – речь об огромной распределенной системе удаленного мониторинга и контроля.

 

  1. Партнерский – через сотрудничество

Этот подход предполагает традиционное, отработанное годами сотрудничество с признанными подрядчиками, системными интеграторами и разработчиками АСУТП-ИТ. Этим путем идут частные компании. Яркой иллюстрацией таких подходов являются первые в Украине кейсы по 4.0 от Интерпайп и ПАО «ФЕД». На самом деле, в IT-Enterprise их гораздо больше. Благодаря постоянству отношений, компания смогла выработать собственное видение цифровой трансформации и соответственно этапам зрелости заказчика.

Вызовы по отношению к DX: здесь единственным, главным вызовом является некоторая зависимость от 1-го крупного подрядчика, спектр компетенций которого априори ограничен. Не секрет, что в IT-Enterprise, например, таким ограничением являются отсутствующие предложения по ОТ (АСУТП). А без синергии – интеграции с ОТ невозможно говорить о настоящих и глубоких интеграционных процессах предприятия – особенно по вертикали,  от датчика до ERP. Именно поэтому в 2018 IT-Enterprise предприняла попытки создать свою технологическую экосистему и призвала в свои ряды других интеграторов АСУТП, членов АППАУ.

 

  1. Фокус на инноваторах через корпоративные акселераторы

Лидерами инвестиций в этом подходе в 2018 были ДТЕК и «Укрзализныця». Суть акселераторов – в сборе лучших предложений с рынка по заранее определенным потребностям (кейсам), с подписанием контрактов с компаниями финалистами. Наиболее качественно такая методика была отработана в ДТЕК. Вместе с RadarTech (организатор акселератора) ДТЕК пропустил через «сито фильтров» более 400 компаний, включая не только стартапы, но и зрелые компании.

Вызовы по отношению к DX: в целом, это очень правильный подход, широко применяющийся в мире для поиска и стимулирования инноваторов. Тем не менее, множество вопросов вызвала общая стратегия и критерии отбора ДТЕК – в финал попали, в основном, компании, предлагающие «легкие» решения и в основном касающиеся контроля-учета в непроизводственных процессах. Мы не увидели каких-либо серьезных решений, типичных для крупных предприятий промышленности либо энергетики, касающихся реально стратегических изменений, для которых и нужны технологии 4.0

  • Единые инфраструктурные решения как платформы IIoT
  • Новые решения по кибер-безопасности (речь, кстати, о крупнейших операторах критической инфраструктуры)
  • Системы управления активами и предиктивной диагностики оборудования
  • Решения, позволяющие осуществлять «цифровой прыжок» – то есть, как решать отставание тех же шахт или электростанций в массовой цифровизации физических активов

Без решения подобных задач, сложно говорить о серьезных сдвигах в подходах к цифровой трансформации подобных предприятий. И без всего этого, и на фоне постоянного роста тарифов, – все громче звучит вопрос, который ставят себе участники рынка –

«в чем тогда суть этих инноваций?»

Касательно «Укрзализныци», здесь сложно что-либо комментировать. Если кратко резюмировать –  в общем, в инкубаторе с 1991 все произошло именно так, как мы и предсказывали осенью – получился полный оксюморон. IT- стартапы не смогли преодолеть внутреннюю коррупцию УЗ и финал этого конкурса сложно назвать каким-либо «прорывом» инновационных стартапов даже в первом приближении. В этом также проявилась огромная разница с ДТЕК, где качественная проработка бизнес-кейсов и некоторых приоритетов, с очень мощным вовлечением участников в общение со специалистами и директорами бизнесов имели явный положительный эффект.

 

Ключевые проблемы стратегического развития в DX

За исключением явно провального кейса с УЗ, очевидно, что 3 вышеуказанных подхода могут быть комплементарыми. Что в общем и практикуется уже на таких предприятиях как ДТЕК.

Можно ли это тогда назвать это настоящим путем цифровой трансформации? Решают ли эти подходы главные вопросы нашего ускорения в сфере АСУ-ИТ в 21-м веке? Как мы уже сказали выше – скорее «нет».

 

Главным образом, потому, что старые стратегические вызовы не решаются, а новые нарастают.

 

1) Нет ясности в приоритетах цифровых технологий и соответствующих инвестиций

Традиционных технологий 3.0 уже давно десятки, сегодня к ним постоянно добавляются более новые, которые относятся к поколению 4.0.

Какие из них приоритетные, почему? Например, при ограниченном бюджете, стоит ли инвестировать в технологии AR/VR, IoT, облачные платформы и т.п.? А может вначале заняться кибер-безопасностью? От чего зависят приоритеты – только ли от ROI? А как можно посчитать ROI для технологий, которые совсем новые? А как быть с финансовыми показателями в вопросах кибер-безопасности?

Подобные вопросы давно ставятся директорами АСУТП-IT и их руководством. И ясных, однозначных ответов на них, как правило, нет.

 

2) Нет стратегий «цифрового прыжка»

Украинские предприятия годами недоинвестировали в классические (3.0) технологии. Наш уровень базовой автоматизации АСУТП-ИТ не превышает 50%, в то время как западные страны, Китай и Азия в своем большинстве давно это прошли. Мы также сильно отстаем от России по целому ряду технологий как MES, APC, PLM, промышленные роботы, мощные САПР и 3D для машиностроения и т.п. Они внедрены лишь на самых передовых предприятиях. Хотя этим категориям продуктов уже много лет.

Таким образом, в разговорах о 4.0 нам нужно давать ясный ответ также на вопросы «цифрового прыжка» – как образом можно резко поднять необходимую базу для технологий обработки данных. Это 1-ый, самый базовый принцип цифровизации и речь именно об автоматическом получении данных с физических активов. Без этого, разговоры об искусственном интеллекте и прочих умных технологиях в большинстве случаев звучат фантастикой.

И снова же, – пока мы нигде не видим этих ясных ответов на этот вопрос.

Совершенно непонятно, зачем нашим многим уважаемым заказчикам новые 4.0 технологии, если множество их задач контроля-учета-автоматизации не решены. И решаются они классическими, давно доступными методами и подрядчиками.

Без ясных ответов на эти вопросы, наши предприятия будут догонять развитый мир еще лет 10-20. Но ведь тогда уже будут новые технологии.

 

4) Прошлый век в вопросах сотрудничества с подрядчиками и разработчиками

Бесконечные тендеры и практика «отжимания» – даже в случаях качественных подрядчиков, плохо сказались на доверии к нашим промышленникам. Внедрение сложных проектов всегда связано с управлением рисками, командной работой подрядчика и заказчика – и на долгосрочной основе. Но если все время «отжимать» и «тендеровать», опуская цену – о каком паритете интересов речь? Это также одна из причин предпочтения многих ведущих разработчиков работать зарубежом. К этому стоит добавить, даже в тендерах наличие ясных критериев к выбору подрядчиков под вопросом.

Что касается новых конкурсов инноваций – вопросы те же. Почему в них побеждали те или иные компании в прошлые годы – критерии крайне размытые и непонятные. Кроме того, организаторы подобных конкурсов – даже пропуская через себя сотни фирм, – не делают никакой финальной аналитики о результатах. Между тем, подобная аналитика (вот наш пример от 2017) крайне важна и для ориентации других заказчиков в понимании «кто есть кто», и для участников рынка, чтобы понимать «куда двигаться или где зоны расти».

В результате, многие заказчики ходят кругами – вроде и разработчиков много, и с многими уже сработались, – а почему-то нужно «запускать все сначала».

 

5) Отсутствие фокуса на экосистеме

«Мода на стартапы», все больше захватывающая умы некоторых СЕО, вредна также тем, что отвлекает от гораздо более важного стратегического вопроса – как возрождать и укреплять инновационную экосистему в своей отрасли? То есть, наши заказчики с легкой подачи IT-инкубаторов, а сегодня уже и гос. структур и международных фондов, пытаются выстроить все более «навороченную» систему фильтров по отсеву лучших предложений разработчиков. Совершенно не анализируя при этом – «Откуда исходят эти предложения и есть ли условия для генерации потока инновационных продуктов?». В множестве публикациях АППАУ, мы доказываем, что

экосистема инноваций в большинстве отраслей Украины, включающая современные НИИ, проектные институты, КБ, лаборатории, технопарки, фонды и т.п. и т.д – разрушена.

Зачастую, это настолько очевидно, что даже не требует особых доказательств. И вместо того, чтобы вместе ее восстанавливать, наши крупнейшие операторы рынка продолжают ее «доить». Все это, действительно, очень похоже на пресловутый феномен – желание получить «молоко без коровы».

 

6) Игнорирование стандартов

Еще один печальный момент – игнор стандартов, на которых базируются мировая Индустрия 4.0. Разговоры об интероперабельности, интеграции, кибер-физическом взаимодействии и т.д. – абсолютно  беспочвенны без рассмотрения стандартов, которые лежат в основе этих явлений. И вот удивление – оказывает, что многим нашим директорам эти вещи совершенно не нужны. «Даешь прорывные инновации» – говорят они. «Это – наша единственная цель и направление, все остальное – неважно». Похоже, они даже не осознают, насколько подобные «инновационные подходы» близки к тому же «изобретению велосипеда». Ведь обязательно придется все переделывать. В чем тогда смысл этих «инноваций»?

 

7) Неопределенность в «нетехнологических» факторах

Простейший принцип PPT – People, Process, Technologies – придуман в ИТ в том числе для того, чтобы ввести принцип любых технологических внедрений, как комплексных изменений организации. То есть, «нельзя автоматизировать хаос», – нельзя внедрить новую современную технологию без изменений бизнес-процессов, структуры организации, методов и культуры взаимодействия, навыков персонала, их знаний и т.д. Этой аксиоме хайтек уже лет 25, если не больше.

Как этот подход у нас соблюдается, хорошо видно на примере последнего акселератора «Укрзализницы». Зная, что коррупция пронизывает все звенья этого крупнейшего оператора, организаторы конкурса, во главе с министрами и зам. министрами не придумали ничего лучшего, чем переложить задачу борьбы с коррупцией… на стартапы. Ведь априори ясно, что любая ИТ-технология улучшает прозрачность и вносит свой вклад в задачу устранения «человеческого фактора». Но ведь она должна сопровождаться комплексными изменениями в самой организации. Почему же организаторы подобных конкурсов скромно умолчали о том, что и как собирается изменять у себя сама «Укрзализныця»? Результат этой деятельности на сегодня – почти нулевой.

Подобное «шапкозакидательство» чревато – по сути, оно дискредитирует инновационные методы и игроков рынка, резко понижает доверие к отечественным предприятиям, и в результате только ускоряет утечку мозгов из страны.

 

Дорожная карта DX – как инструмент решения

Решением подобных проблем стратегического развития является дорожная карта цифровой трансформации. Она может быть как уровня предприятия, так и отрасли.

Если очень схематично, – речь о визуальном представлении, где по горизонтали вы наносите временные промежутки, а по вертикали – все необходимые для комплексных изменений категории, например:

  1. Бизнес-цели: какие главные бизнес-задачи и цели предприятия должны быть решены в течении последующих 3-10 лет
  2. Продукты: какие инновационные продукты и сервисы должны выйти на рынок в этом периоде
  3. Технологии: какие технологии поддержки должны внедряться
  4. Люди: какие люди (навыки, знания) и где (структура) должны появится в нашей организации
  5. Культура: какие элементы культуры должны изменится.

Это достаточно высокоуровневая схема. Можно идти также более глубоко и именно в технологии, – вот хороший пример (перевод) из рекомендаций германского VDI с указанием этапов зрелости по основым элементам инфраструктуры 4.0

Подобные карты – незаменимый элемент стратегического планирования – управления крупных организаций. Излишне говорить, что

наличие таких инструментов – и тем более доступных для широкого круга подрядчиков, разработчиков, технологических партнеров из своей экосистемы, – не только снимает большую часть проблем, указанных выше, но и резко повышает уровень доверия к руководству предприятия.

И в этом, пожалуй, главный смысл подобных дорожных карт на начальном этапе. Они служат инструментом координации и коммуникаций для всех отраслевых стейкхолдеров. А в операторов как ДТЕК или «Укрзализныця» – их сотни!

Подробнее об инструментарии дорожных карт – см новый policy paper от АППАУ на эту тему.

 

Смена парадигмы в стратегическом планировании

Итак, готовые ли наши предприятия к созданию подобных инструментов стратегического развития, когда они появятся, возможно ли запускать их на отраслевом уровне, кто будем первым в этом – дискуссия 19 марта должна прояснить эти вопросы. Главная фишка этого события – представление «правильной» дорожной карты цифровой трансформации крупнейшего оператора страны – Украинских железных дорог.

Но, возвращаясь к главной интриге этого года – тренду «крупные – как драйверы», – скажем, что успех решается сегодня именно в способности создавать и реализовывать эффективные планы стратегического развития. Пока их нет. Возможно их нет потому, что крупные предприятия, на самом деле, действуют по-старинке – пытаются создавать важные вещи стратегического характера (иногда – на уровне всей страны) в своей закрытой среде, – без вовлечения лучших экспертов рынка, без анализа мировых тенденций, без стратегического фокуса на широкой экосистеме.

АППАУ действует ровным счетом наоборот. Мы создаем открытую экосистему лучших профессионалов из разных отраслей и областей промышленных хайтек, которые базируются на мировых практиках и стандартах, и уже сотрудничают между собой во многих комитетах и рабочих группах. Эта экосистема постоянно растет и она является основой для построения государственных и отраслевых политик и стратегий в Индустрии 4.0. Какой результат мы имеем сегодня в создании дорожных карт DX – об этом мы тоже расскажем 19 марта.

 

 

 

Олександр Юрчак
Нет Комментариев

Коментувати

Коментар
ім’я
Email
Web-cайт: