fbpx

“Масло как услуга” – новая бизнес-модель управления эффективностью и устойчивостью промышленных активов от SKF

Повышение надежности является ключевым приоритетом в сфере эксплуатации и технического обслуживания промышленного оборудования (Operations & Maintenance). Несмотря на то, что одна из фундаментальных проблем заключается в том, что надежность оборудования зависит от множества факторов, это не означает, что повышение надежности невозможно в принципе. Организации могут увеличить производственную эффективность, улучшив практику использования смазок на основе современных технологических и цифровых инновационных решений, позволяющих автоматизировать и улучшить процессы смазывания и управления смазочными материалами. Научные и технические вопросы использования промышленных масел и смазок (Lubrication) является фундаментальной проблемой и предметом изучения трибологии – раздела физики, занимающегося исследованием и описанием контактного взаимодействия твердых деформируемых тел при их относительном перемещении. Областью трибологических исследований являются процессы трения, изнашивания и смазки.

С другой стороны, современное промышленное предприятие не может ограничиваться лишь производственной эффективностью, не беря во внимание критерий устойчивого производства (Sustainable Manufacturing), то есть такого производства, которое обеспечивает возможность создания стоимости в течение продолжительного времени с учетом влияния производства на окружающую среду.
Теме инноваций в смазке, их влияния на надежность и устойчивость производства и посвящен доклад из секции Lubrication 4.0 Паскаля Верхоя (Pascal Verhoie), руководителя отдела продаж и разработки приложений компании SKF RecondOil.
Краткая справка
Компания SKF RecondOil, входящая в SKF Group предлагает технологию DST (Double Separation Technology), которая обеспечивает бескомпромиссное восстановление и повторное использование промышленного смазочного масла. SKF RecondOil прокладывает путь к переходу от линейной экономики промышленного масла к циркулярной. Общее видение SKF заключается в том, что устойчивость производства можно повысить на каждом этапе цепочки создания стоимости (производственно-сбытовой цепочки).
SKF Group (AB SKF) – основанная в 1907 г., шведская публичная международная машиностроительная компания, крупнейший в мире производитель подшипников, систем смазки и мехатроники .
На сегодняшний день существует две принципиально противоположных модели при использовании промышленных масел: “Возьми, сделай и выбрось” и “Регенерация и повторное использование”. С учетом того, что устойчивое развитие, уже сегодня, является критически и стратегически важным для бизнеса, модели низкоуглеродного и циркулярного производства становятся не просто элементом репутации, а основой для существования и долгосрочного развития промышленных предприятий и целых отраслей.
Представьте себе мир, в котором срок службы масла бесконечен, и в котором мы можем обеспечить экономию 19 миллионов тонн промышленного масла ежегодно, кроме того избавившись от миллионов тонн металлолома. Компания SKF RecondOil делает такой футуристический сценарий возможным уже сегодня. А все началось с решения проблемы клиента – производителя проволоки и полосовой нержавеющей стали. В результате был достигнут показатель в восемь лет для использования одного и того же масла.
Доминирующая сегодня практика:
  • 12-недельный цикл замены масла;
  • жесткие требования к качеству продукции;
  • высочайшее качество продукта достижимо только при постоянной смене масла.
Инновация с технологией DST:
  • семь лет использования того же масла;
  • предотвращено (на текущий момент) 30 циклов замены масла;
  • повышение производительности на 25%.

Полученные текущие результаты поразительны.

Естественным следствием такого повышения производственной эффективности, в свою очередь стало и снижение негативного воздействие на окружающую среду. Анализ по методике оценки жизненного цикла (Life cycle assessment) показал снижение выбросов CO2 в размере 3 тонн на тонну повторно используемого масла для каждого цикла.

Как работает технология DST (Double Separation Technology)?

Технология двойного разделения (Double Separation Technology – DST) означает меньшие затраты, меньшее время простоя и меньшее воздействие на окружающую среду. Благодаря запатентованной технологии DST, которая отделяет даже самые мелкие частицы и примеси от масла, наконец-то стало возможным поистине циркулярное восстановление и повторное использование промышленного масла. Масло сохраняет все первоначальные свойства и необходимые присадки без каких-либо потерь функциональности.
Проблема вынужденной регулярной замены масло комплексная и состоит из таких элементов, как окисление, загрязнение и расход присадки.
Для решения этой проблемы было объединено химическая и механическая сепарация масла в едином уникальном запатентованном технологическом процессе DST. Принцип работы уникальной технологии RecondOil DST основан на притяжении и гравитации. Бустер (существуют различные вариации составов), смешанный с маслом притягивает частицы и молекулы. Капли бустера сливаются в более крупные капли, после чего эту субмикронную частицу можно отфильтровать и избавиться от частиц, образующихся в результате износа, продуктов разложения (масляный лак, сажа), загрязнения жидкости. Таким образом, в результате мы получаем идеально чистое масло, готовое к повторному использованию. Наглядную демонстрацию работы бустеров также можно увидеть в видео – Booster principle.
Сравнение с существующими технологиями фильтрации.
Влияние на производительность.
Дополнительную информацию о том, как работает технология DST в циркулярном производстве можно найти в информационной брошюре: Finally, circularity that makes business sense.
Полученные результаты применения технологии DST на автомобильном заводе в городе Айраска (Италия):
  • среднее значение Ra (шероховатость поверхности) уменьшено на 20% – влияет на срок службы подшипников, трение и т.д.;
  • снижение на 10% показателей N&V (шума и вибрации);
  • увеличение на 38% показателя округлости (правильность круглой формы).

В дополнение – меньше металлолома и улучшение показателей шума и вибрации, что привело к уменьшению количества брака подшипников и в целом более жесткому допуску для продукции, как следствие достигнуто прямое преимущество для бизнеса.

Кроме непосредственно технологической инновации, SKF RecondOil меняет и саму бизнес-модель индустриальных масел. Компания монетизирует технологию на основе модели вознаграждения за операционную результативность, измеряемую в соответствии с заранее определенными KPI, связанными с производительностью, сокращением времени простоя производства, энергопотреблением, снижением общих затрат на масло, а также воздействием на окружающую среду.
Принцип работы бизнес модели “Масло как услуга” можно понять на основе двух бизнес-кейсов.

Кейс 1. Масло как услуга – непрерывная регенерация

  • фокус клиента на эффективности;
  • применение технологии для клиента предъявляет высокие требования к производительности, с одновременным учетом факторов устойчивого развития;
  • необходима постоянная регенерация используемого масла для поддержания стабильных оптимальных условий масла;
  • блок DST интегрирован с клиентским приложением (инфраструктурой);
  • операции, связанные с DST достаточно автоматизированные, но требуется наблюдение за маслом и техническим оборудованием DST, поставка и обслуживание расходных материалов;
  • требуется масло, совместимое с DST, с дополнительным пакетом присадок;
  • бизнес-модель ориентирована на повышение производительности процессов и продуктов за счет разделения рисков и выгод с клиентом, оплачиваемых как базовая стоимость + плата за производительность.

Кейс 2. Масло как услуга – периодическая регенерация

  • фокус на стоимости масла;
  • клиенту необходимо снизить общее потребление и стоимость масла, а также сосредоточить внимание на устойчивости производства;
  • масло менее загрязнено, его можно периодически регенерировать с помощью автономной установки DST, при этом обеспечивая циркулярность;
  • блок S-A DST находится у клиента или у SKF/партнера;
  • масло как услуга полностью предоставляется SKF/партнером, включая логистику, операции с DST, анализ масла, поставку смазочных материалов;
  • требуется масло, совместимое с DST;
  • бизнес-модель направлена на снижение общей стоимости масла для клиента за счет согласованных объемов регенерации масла в течение срока действия контракта; оплачивается в форме оплаты за предоставление услуги.

В продуктовой линейке SKF существует несколько продуктов (Industrial oil as a service) и вариаций DST установок.

Устройство типовой установки системы RecondOil Box.

Как общий итог, результатом использования DST является:
  • повышение уровня устойчивости производства;
  • общее снижение стоимости масла;
  • улучшение производительности.

Комментарий эксперта

Данный кейс наглядно демонстрирует переход к новым принципам организации производственного процесса, который теперь рассматривается как элемент цепочки создания стоимости (value chain). При этом, критерии эффективности процесса выходят за рамки лишь производственной эффективности и требуют учета факторов, связанных с устойчивостью (sustainability) производства. Данная тенденция будет лишь усиливаться, и факторы, связанные с влиянием предприятий на окружающую среду и климат перейдут из разряда второстепенных к стратегическим, и таким, которые, в конечном итоге и будут определять параметры эффективности бизнеса, в целом. Данные модели требуют взаимодействия всех стейкхолдеров компании по всей цепочке создания стоимости и переход к новой парадигме, основанной не на ориентированность на прибыль, а ориентированность на устойчивость. Именно для содействия промышленным предприятиям в такой трансформации, на базе платформы Industry4Ukraine и был создан Комитет “Устойчивая Индустрия” (Sustainable Industry), целью которого является разработка политик, стандартов, технологий и решений, позволяющих промышленным предприятиям применять модели устойчивого развития для достижения качественно новых производственных и финансовых результатов.

 

Автор статті Роман Кравченко

Михайло Федак
Нет Комментариев

Sorry, the comment form is closed at this time.