fbpx

Два направления инновационного развития – ускорение и выравнивание

Вопросы инновационного развития в среде интеграторов и инжиниринговых фирм остро поднимались в течении февраля. Первым формальным поводом стал инфо-день по Н2020 9 февраля, на котором мы увидели очень слабый прогресс участников сообществ АППАУ и 4.0. Затем много вопросов об уровне инноваций в промышленных хайтек поднял Европейский индустриальный форум 21.02. Следующий раунд был 1 марта на собрании с несколькими десятками представителей национальной академии наук (НАНУ) – здесь тоже говорили о проблемах в создании инновационной среды и самих инноваций.
Казалось бы, все это – разные события и разные темы. Но с точки зрения процессов инноваций – несложно увидеть схожие черты и причинно-следственные связи. Итак, давайте еще раз пройдемся по главным вопросам дискуссий.

 

1. «Почему нет заявок на Horizon 2020?»

 

Именно так был поставлен вопрос 9 февраля. В результате нескольких итерационных «разборок» мы получили 2 достаточно ясных ответа
1) Есть проблема на стороне некоторых консультантов, которых АППАУ вовлекла в процессы общей выработки заявок для Н2020 – их предложения недостаточно прозрачны и оптимизированы для системных интеграторов и разработчиков промышленной автоматизации. Как по цене, так и по качеству.
2) Однако есть большая проблема и на стороне интеграторов – их предложения вызывают сомнения в своей инновационности. Между тем, выиграть конкурсы Н2020 без инновационной составляющей – невозможно априори.
Консультанты делают правильную ремарку, что вопрос «получить деньги от ЕС» вторичный по отношению к самому предложению. То есть, сначала нужно выяснить – «а под что деньги?» (т.е. – где инновации?). Вопрос апеллирует к идеям новых продуктов и проектов, синхронных с темами ЕС, – и которых десятки.
И тут оказывается, что количество этих новых идей как-то ничтожно мало. Оказывается, что очень мало представителей коммерческого сектора детально разбирается в том, какие темы и почему определяет Евросоюз в проектах как H2020, и еще меньше наших разработчиков пытается им следовать. Несложно также увидеть, что образовательного контента или хорошей аналитики обо всем этом мало – кроме тех же презентаций консультантов. Но которых явно недостаточно для массового вовлечения участников рынка.
Итак, если подвести первый итог этих дискуссий между интеграторами и консультантами, то вывод простой.

Проблема есть с двух сторон. Но гораздо более серьезной она выглядит на стороне разработчиков – интеграторов, – новых инновационных идей-предложений созвучных требованиям Н2020 и подобных – крайне мало.

2. Но какая общая картина? В частности, – какое количество и динамика инновационных разработок среди промышленных хайтек в области Индустрии 4.0?

 

Детальных исследований на эту тему в Украине нет. Однако в 2017 мы приблизились к пониманию вопроса в области Индустрии 4.0. Давайте еще раз посмотрим на карту инноваторов 4.0 , вспоминая и другие аналитические материалы по этой теме , которых немало на сайте 4.0:
1) В 1-ой версии ландшафта более 70 решений в 21 сегменте 4.0. Из них около 50 решений представляют украинских разработчиков. Но к решениям для промышленных применений сегментам можно отнести не более 20;
2) В этом количестве мы видим всего 2 предложения, имеющих отношение к ВНЗ – это Лаборатория Робототехники и Мехатроники из ОНАПТ, и Molfar Technologies из СумДУ. И ни одного предложения от НАНУ. Нет никого из машиностроителей и всего 1 пром. предприятие – «Червона хвиля», которое предлагает технологию 3D дли производства металлоизделий;
3) Из инновационных стартапов в этих 20 фирмах, соответствующих промышленным требованиям, можно выделить не более 5. Это Drone.ua, Fractal Tools, ViDiSy; Очень бы хотелось включить сюда киевских Sensorama и FabLab, но по нашим данным разработок для промышленных применений пока там практически нет.
Итак, вывод то же, который мы делаем снова и снова с 2016 годасреди наших инноваторов 4.0 доминируют средние и крупные системные интеграторы – разработчики АСУТП и ИТ. Однако, по-настоящему инновационных разработок среди этих 10-15 фирм, уже вытягивающих на европейский уровень, крайне мало. Можно отметить пока что решения Overvis, IT-Enterprise, Infocom, Drone.ua.
Остальные стартапы вызывают много вопросов либо их сложно отнести – применить к задачам, отвечающим высоким промышленным требованиям.

 

3. Где же другие участники экосистемы – например, наши знаменитые ИТ-шники, их стартапы или лаборатории НИОКР крупных НИИ?

По ИТ-сектору картина ясная – благо, детальной информации по ИТ в разы больше, чем в каком-либо из промышленных секторов. Согласно данным IDC-Ukraine до 90% ВВП отрасли занимает экспорт, а в нем около 70% – это аутсоурсинговые разработки.
Еще более показательные данные дает UVCA в своем отчете от 2015. Вот на какие отрасли работают сегодня более 100 R&D центров в Украине, – многие из них имеют международные инвестиции

Справа, мы поставили в виде вопросов те секторы, что типично пользуются спросом в программах как Н2020.
Вывод отсюда простой – наша IT-отрасль (разработчики) далека от какой-либо ориентации на задачи industrial applications, – неважно касаются ли они Промышленности, Энергетики или Инфраструктурных объектов.
Что касается ВУЗ-ов и институтов НАНУ, то действительно – в мире научные сотрудники, их лаборатории R&D, фундаментальные и прикладные разработки являются обязательной частью экосистемы промышленнных хайтек. Мы уже писали в обзорах Ганновера,  что присутствие институтов Фраунхофера (аналог нашей НАНУ в Германии) – массовое на этом мировом чемпионате промышленных хайтек. Но это не наш случай – реформа ВУЗ-ов и НАНУ все еще впереди, и пока степень их рыночной ориентации очень низкая. Хотя потенциал все еще большой – по статистике научных сотрудников в Украине около 30 тыс, а ВУЗы выпускают ежегодно более 35 тыс специалистов с высшим техническим образованием. И они даже хотят заниматься разработками – согласно опросу АППАУ летом 2017, более 50% опрошенных считают R&D важной миссией ВУЗ-ов наряду с обучением студентов. Но вот увидеть их каким-то образом в реализациях той же Индустрии 4.0 крайне сложно – по крайней мере, нам пока не удалось.
Есть однако один интересный результат работы ВУЗ-ов и НАНУ – это освоение фондов ЕС в программах, как Horizon 2020 и подобные. Февральский отчет правительства говорит об освоении 17 млн евро в 90 проектах. В общем то, хорошая сумма для того, чтобы НИКОР не умерли у нас окончательно. Однако тот же вопрос, – где результаты этих вложений для наших секторов экономики? И во сколько из этих 90 проектов были вовлечены участники нашего коммерческого сектора – в частности, сообществ Индустрии 4.0 и АППАУ?
Совокупно с другими факторами инноваций, низкая эффективность научного потенциала делает свой вклад в наш общий низкий индекс инновационности Украины в Global Innovation Index – 50-ое место. Кто рядом с нами – видно на этом рисунке.

4. Кто же сегодня в рейтингах инноваций в Украине?

В то же время, в Украине сложно найти кого-либо из представителей хайтек, кто бы не считал нашу нацию талантливой и инновационной. Наши масс-медиа регулярно будоражат умы и подогревают интерес к нашим возможностям инноваций.

Недавний рейтинг «Форбс-Украина» показывает 20 наиболее инновационных компаний. Среди них:
• 5 агрохолдингов
• 3 представителя машиностроения (Южмаш, Турбоатом и Укроборонпром)
• и также, всего  3 представителя технологий – Grammarly, Petcube и Drone.ua
Статья «Форбс» ссылается на Индустрию 4.0 и дает детальное представление о каждом из 20 номинантов. При этом найти следы технологий 4.0 гораздо легче у представителей агрохолодингов, чем промышленников. Практически все они начинают использовать технологии точного земледелия и массово переходят на альтернативную энергетику. Напротив, все что представлено нашими машиностроителями – это классический, «старый добрый» 3.0. Как правило, здесь речь об очередной модели нового изделия, новой технологии, но где роль новых ИТ-технологий отследить очень непросто. С учетом, что Petcube и Grammarly имеют отношение к consumer market, а Drone.ua – скорее к Агро, преимущество в Агро еще выше.
Эти выводы подтверждаются и нашими данными в движении «Индустрия 4.0» – на нашем лендскейпе версии 2017 мы видим самую высокую плотность молодых стартапов именно в сегменте Smart Agro. Напротив, за 2 года продвижения 4.0 почти никого на горизонте из машиностроительных предприятий не видно. Эти выводы косвенно подтверждает и форум IDC-Ukraine 2017, который традицонно ориентирован на самые продвинутые кейсы по всем секторам. Если не считать ПАО «ФЭД» (реализация IT-Enterprise), остальные примеры – Медиа, Ритейл, Агро (Kernel) смотрелись на голову выше, чем тот же «Укроборонпром».

 

5. Но каким образом аграрии – буквально за последние 3-5 лет, – стали гораздо более инновационные, чем наши промышленники?

 

Наш ответ простой – речь об единении и действительной интеграции ИТ-возможностей и бизнес-практик с Агро-сектором, – то есть, с конечными потребителями этих услуг и технологий. Мы видим здесь 4 ключевых фактора:
1. Массовое бизнес-образование руководителей агро-холдингов подтолкнуло их к перенятию лучших мировых практик, включая технологии – как то же точное земледелие;
2. ИТ-сектор сделал слоган «Brains & Grain» (другая разновидность – «Земля и люди») настоящим призывом к действию. Посмотрите еще раз на этот сегмент Smart Agro на карте 4.0 – большинство его участников вышли из инкубатора стартапов 1991.


И это 100% далеко не полный список ИТ-стартапов, созданных в последние 5 лет – на самом деле их десятки. И они создаются в разнообразных инкубаторах в разных городах. Здесь уместно задать вопрос – а сколько стартапов было создано в промышленных хайтек?
3. В отрасли начали массово практиковаться мероприятия, стимулирующие инновации – как те же Хакатоны и другие конкурсы, которые делают наши коллеги AgroTech. Показателен и тот факт, что первые акселераторы с полной поддержкой заказчиков появились в Агро – а не в промышленнности. Акселератор МХП недавно объявил о завершении конкурса – организаторы собрали 184 заявки, включая предложения по промышленной автоматизации. Интересно, кто-нибудь из наших интеграторов-пищевиков подавался? Объяви подобный конкурс ДТЕК либо «Метинвест» – сколько бы они собрали заявок?
4. В определенной степени, все это нашло отклик в государственных органах и гос. политиках.
3 первых фактора, очевидно, главные – именно они задали темпы и направления инноваций.
И хотя мы, по-прежнему, критикуем лозунг Brain & Grain, как тупиковый для долгосрочного инновационного развития Украины, нельзя не признать очевидного – формула инноваций, как «Educated End Users х Іnnovative (IT) startups» работает и в Украине.

 

6. Может ли мы сделать из всего этого какие-то выводы о природе инноваций?

 

Безусловно, да. Мы уже объясняли стратегию 4.0. Обратимся снова к этому фреймворку.

ИКТ-отрасль (особенно – аутсорс), Агро и «Зеленые» (GreenCubator) демонстрируют в Украине самые высокие темпы роста именно потому, что системно и последовательно выстраивают нижние 2 уровня, – Capabilities (орг. способности фирм) и Infrastructure (элементы экосистемы). Ни за одним из указанных здесь показателей промышленники и близко не могут сравнится с ними и пока АППАУ чуть не единственная ассоциация, кто пытается изменить это состояние в промышленных хайтек секторах. Все передовые предприятия – будь-то интеграторы, инжиниринговые фирмы или «последние из могикан» – остатки уцелевших промышленных гигантов или ВПК, – имеют устаревшие бизнес-практики, закрытую культуру (2.0 а не 4.0) и очень слабый уровень инвестиций в R&D.

 

7. Так какой наш статус (промышленных хайтек) и что нам нужно делать?

Еще раз – речь не о том, что мы «отсталые», а аграрии – «передовые». Речь о совершенно разном уровне зрелости отраслей и технологий. Промышленные автоматизаторы откровенно «стебутся» в соц. сетях, глядя на разнообразные «инновации» типа автоматизации на базе нескольких датчиков для сельськохозяйственных задач и с последующей визуализацией данных, и которые наши медиа массово преподносят как «передовой уровень». Подобный уровень был в АСУ ТП в начале 90-ых, а уровень нынешних требований по кибер-безопасности, продвинутому регулированию, сетевым обменам, обработке данных в реальном времени на порядок выше того, что предлагают представители разнообразных ИТ-хабов и стартапов. Ясно также, что в большинстве промышленных применений – и особенно, если мы уходим в хайтек сектора, как машиностроение, – уровень наукоемкости резко возрастает.
Поэтому речь о другом – все промышленные хайтек сектора нуждаются в обновлении или более прямо – в «омоложении», но с перенятием лучших практик из других секторов.  Практически очевидно, что нам нужно:
1. Сделать ясный фокус на инвестициях на уровни Capabilities & Infrastructure;
2. Выровнять в этом свои практики и подходы – но не столько к аграриям, как к лучшим европейским и мировым практикам. И здесь, прежде всего, промышленники должны кардинально изменить свое отношение к фактору выращивания и удержания талантов. Кадровый голод и утечка мозгов – это угроза №1, которая сегодня должна объединить всех;
3. Нужно также значительно ускорить консолидацию и интеграцию тех элементов экосистемы, которые определяют успех в промышленных инновациях. Прежде всего, речь о развитых и другого уровня процессах (центрах) R&D, об ускорении интеграции IT-OT и научных разработок.

Самое главное – лидерство в этом процессе должны взять именно те самые «могикане», которые родом из 90-ых или еще раньше. Ведущие интеграторы (шире – инжиниринговые компании) совместно с ведущими пром. предприятиями должны задать новую повестку развития отраслей, и которая будет включать в себя быстрый рост инноваций. Почему они? Потому, что «им больше всех надо» и потому, что именно они обладают той экспертизой, опытом и знаниями, чтобы определить, как строить путь от старого к новому состоянию.
Главный вызов для этих категорий состоит в том, чтобы изменить свою культуру (2.0) –

стать гораздо более открытыми к инновациям, к сотрудничеству и понять, что недостающие компетенции и экспертиза сегодня находится не внутри их предприятий, а вовне.

Именно, ускоренный рост и формирование целостных экосистем – включая акселераторы стартапов, центры R&D, образовательные центры 4.0 и т.п. – выведут эти предприятия на новую орбиту. И напротив, любые попытки развиваться «изнутри» – и в закрытой корпоративной культуре, – в среднесрочной перспективе обречены. Поэтому кооперация, сотрудничество и совместное создание новых образований, способных генерировать инновации для каждого игрока и для всего рынка – наша главная, общая цель на ближайшие годы.
Обо всем этом будем говорить на ближайших собраниях АППАУ и Индустрии 4.0 – следите за нашими анонсами.

Юрчак Александр.

Олександр Юрчак
Нет Комментариев

Коментувати

Коментар
ім’я
Email
Web-cайт: