Аналитический отчет АППАУ – сотрудничество в промышленных хай-тек
В этом отчете, кроме ответов респондентов, были проанализированы также ряд тенденций, кейсы и примеры из опыта 5-летней работы. В результате наши выводы следующие:
- Состояние рынка АСУ ТП будет ухудшаться. Нарастает целый ряд негативных тенденций и факторов, провоцирующих так называемые «голодные игры» – ценовая конкуренция и давление заказчиков, конкуренция между крупными вендорами и ведущими интеграторами, профессиональная деградация, сомнительные стандарты качества или их несоблюдение и т.п. Совместно игроки могли бы противостоять этим негативным тенденциям, однако их нынешний уровень и орг. способности (capabilities) находится на критично низком уровне.
Рис. ниже часто используется в презентациях АППАУ – он отражает, что ряд новых возможностей игроки не могут использовать пока не улучшат состояние всей экосистемы и не научаться совместно противостоять негативным факторам, формирующимся внутри собственной (не внешней!) среды.
Краткосрочный фокус и доминирующий стиль «Выжить сегодня – до завтра еще нужно дожить» характерны для большинства игроков рынка. Это демонстрирует ряд кейсов и примеров, что приводятся в отчете.
2. Системные политики развития партнерских отношений есть только у западных вендоров, однако, в большинстве случаев они не эффективные. Вендоры путают «Сотрудничество в проекте реализации АСУ ТП или поставок оборудования» с «Сотрудничеством по развитию рынка» – последнего практически нигде нет. Также наш опрос показывает, что вендоры не осознают неадекватность своих политик и преувеличивают ценность своих предложений партнерам. В то время, как они считают их «эффективными», партнеры думают с точностью до наоборот. Вендоры нуждаются в срочной модернизации (апгрейде) своих методов развития партнеров и их лояльности. Также мы впервые обращаем внимание на тренд, что крупные вендоры – лидеры рынка своими действиями обостряют конкуренцию не только среди интеграторов, но и с интеграторами, тем самым добавляя (кроме заказчиков) еще один фактор в феномен «голодных игр».
3. Все игроки рынка пока далеки от системных, последовательных действий по решению самых насущных и общих вопросов. Они осознают и часто заявляют о необходимости тех или иных совместных действий, однако считанные из них переходят в режим выполнения и тем более в сотрудничестве с другими партнерами.
4. Одна из главных причин такого состояния – это низкий уровень орг. способностей (capabilities), – участники рынка недостаточно понимают и обращают внимание на этот фактор. В то время как организации признают очевидную причину «неделания» в виде отсутствия достаточного ресурса (времени, людей, знаний, инструментов, навыков, опыта и т.п), они не обращают внимания на то, что этот ресурс уже есть у партнеров, и не умеют его использовать.
5. Примеры успешных партнерств, решающих стратегические задачи развития есть – они приведены в отчете в виде инициатив флешмоба #ДієвеПартнерстов – но их крайне мало с учетом количества задач по стратегическому развитию. Они не образуют критической массы, а в ряде случаев – их единицы или вообще нет.
Что с этим делать? АППАУ уже много лет предлагает форматы действий, нацеленных на консолидацию игроков в области развития и совместное решение сложных задач развития. В этот раз наши рекомендации более четко структурируют необходимые действия игроков рынка по следующим 5 направлениям:
- Нужно изменять мышление и развивать способности позитивного, стратегического мышления и с фокусом на рыночных возможностях. Хотя текущая рыночная среда имеет множество негативных моментов, она создает главную стратегическую возможность – промышленные хай-тек, и пром. автоматизация в частности, в перспективе должны стать одним из главных факторов конкурентоспособности предприятий. Поэтому провайдеры решений и услуг, совместно с департаментами АСУ-ИТ предприятий могут значительно улучшить свое положение, – но только если изменять фокус усилий на задачи создания спроса и развития рынка и предприятий, а не использования вчерашних возможностей или «латания дыр».
- Нужно начинать с малых, но конкретных и действенных инициатив, нацеленных на решение общих стратегических задач. Ключевым направлением является ускорение в области инноваций – как по причине отставаний от развитых стран, так и в силу экономического эффекта инноваций, который в первую очередь понятен С-уровню.
- Необходимо больше инвестировать и активнее перестраивать орг. способности (organization capabilities). 2016 год ярко показал, что даже когда спрос на инновации возникает, – многим провайдерам нечего предложить рынку, – они просто не готовы. Инвестиции в персонал, в их знания, навыки и уровень необходимо увеличивать по всем категориям участников рынка АСУТП.
- В развитии – нужно максимально использовать партнерские ресурсы. В отличие от РФ и развитых стран, украинские организации выглядят очень бедными во всех отношениях и аспектах! Поэтому наша единственная стратегия для того, чтобы быстрее развиваться – это налаживать партнерство и сотрудничество на всех уровнях.
- Масштабирование – ключ к успеху в изменениях! Специфика инжинирингового, проектного бизнеса наложила парадигмы «индивидуальности» на все методы и практики игроков рынка. Между тем, успех в бизнесе и экономике определяется тем, как вы умеете масштабировать – от ваших ресурсов и способностей – и до продуктов и решений
По всем этим направлениям АППАУ предлагает конкретные форматы и методы улучшений, часть из которых приведены в отчете. Также мы даем в нем мнение лидеров мнений и ссылки на другие полезные источники. Слоган, который отражает наш текущий статус – Think big. Start small. Scale fast. – фокусирует на действиях, – конкретных инициативах имеющих стратегический характер.
********
АППАУ благодарит участников – респондентов февральского опроса 2017. Мы призываем всех участников рынка активнее участвовать в наших опросах, круглых столах и других событиях – именно ваши ответы и позиция позволяют формировать общие, консолидированные мнения и таким образом, генерировать новые инициативы, способствующие развитию рынка.
Загрузить отчет можно по этой ссылке.