Цифровая трансформация в цепочке создания ценности

Большая часть материалов по 4.0 или IIoT посвящена цифровой трансформации по вертикали предприятия. А именно тому, каким образом новые технологии изменяют архитектуры и возможности систем управления производствами. И, понятно – прежде всего, это тема для специалистов ИТ, АСУТП и руководителей производственных подразделений. Сегодня поговорим о горизонтальной интеграции – каким образом дигитализация влияет на всю цепочку создания ценности предприятия. 

Здесь, наши собеседники другие – от СЕО и до всех руководителей отделов в этой цепочке – логистов, закупщиков, маркетологов и продавцов, отдела качества, HR-ов и т.д. Эта тема будет одной из главных на конференции по 4.0 22-23 июня в Днепре.

 

Теория цепочки ценности

Для начала поговорим о самой цепочке и выясним, какие проблемы уже решает и может решать «цифра». Общий вид цепочки ценности представлен как на рис. ниже

рис.1 

Здесь видно, что наше любимое производство – только один из элементов всей цепочки создания потребительской ценности. Общее правило гласит, что чем больше ценности создается в каждом элементе, – тем больше общая потребительская ценность. Часто это означает – лучшую прибыль, – либо за счет лучшей цены, либо за счет снижения себестоимости, либо – количества удовлетворенных потребителей. Это вошло в принципы процессного управления – ценность создается именно в бизнес-процессах. Хотите иметь лучшую ценность – управляйте процессами. Отсюда и основные идеи по управлению цепочкой – уменьшить затраты + увеличить ценность в каждом процессе, оптимизировать потери на стыках, интегрировать процессы, а также управлять всеми изменениями в динамике внешней среды.

 

В чем главные проблемы по цепочке ценности

Проблем в управлении цепочкой в производственных компаниях множество, – укажем здесь только 3 главные для наших реалий:

  1. Полное отсутствие некоторых важных бизнес-процессов – отлаженных и эффективных. Например, до сих пор в многих производственных компаниях в хай-тек сегментах можно встретить полное отсутствие отлаженных процессов R&D или Маркетинга. Это явно противоречит распространенному суждению, что сегодня конкурентные преимущества создаются именно за счет инноваций.
  2. Низкая эффективность процессов – например, инженеры по разработкам есть, их много, но никаких инноваций (R&D) нет. Это сразу ставит под сомнение конечный результат – с устаревшими продуктами в хай-тек вы можете конкурировать только за счет цены либо сервиса.
  3. Проблемы на стыках – одни из наиболее трудно устранимых. Советское наследие прочно живет в большинстве отечественных организациях – между отделами (процессами) существуют высокие барьеры, что в результате снижает общую эффективность и ту саму выходную, общую ценность для потребителя.

Это проблемы действительно и до сих пор имеют массовое распространение и являются одними из главных в повестке всех топ-менеджеров, с которыми они имеют дело на протяжении всей своей карьеры. Многие практики управления и лидерства фокусируют на том, что настоящий лидер должен прежде всего выстроить эффективные бизнес-процессы и отладить всю цепочку. Главным препятствием в этой оптимизации является непрозрачность или отсутствие информации по цепочке. Без информации – точной, релевантной, своевременной – управлять невозможно. На втором месте – человеческий фактор, – даже при наличии информации, вопросы часто сводятся к эффективному взаимодействию людей.

 

Цифровая трансформация в действии

Итак, главный вопрос: каким образом цифровые технологии решают эти проблемы и помогают наращивать ценность?
Рис ниже показывает, какие технологии внедряются в каждом из процессов как это связано с изменением поведения потребителя

рис.2 

Быстро, Просто и Легко и еще по доступной Цене – лейтмотив поведения нынешнего покупателя во всех сегментах рынках! Если вы этого еще не поняли и не настроили на эти ценности свои бизнес-процессы – может и не мечтать о росте продаж. По крайней мере – это правда для высоко конкурентных рынков. Для В2В и промышленных сегментов также важны – соответствие стандартам, жесткие отраслевые нормы качества, наличие определенных сервисных услуг и, конечно же, отношения.
С учетом того, что цифровые технологии стали гораздо более доступными, их внедрение в каждом из бизнес-процессов значительно повышает эффективность каждого из них – и в целом, помогает оптимизировать и интегрировать всю цепочку.

 

Примеры цифровой трансформации по цепочке ценности

На объединенных ресурсах АППАУ – B2B Ukraine, и наших партнеров есть уже масса описанных кейсов – будем по ходу на них ссылаться:

  • R&D: перенос многих операций в он-лайн, с их автоматизацией и упрощением взаимодействия множества сотрудников по всей цепочке дали новый толчек развитию продуктов класса PLM – Product Lifecycle Management. Один из последних и самых ярких – трансформация R&D клиента Dassault Systems, позволившая сократить срок выпуска нового изделия с 18 до 6 месяцев, с экономическим эффектом более 1,5 миллиона долларов.
  • E-закупки: хит, флагман и гордость в борьбе с коррупцией украинского гос. сектора – система Prozorro уже позволила сэкономить гос. бюджету сотни миллионов долларов. Аналогично, коммерческие системы как Smart Tender широко распроcтранены на сотнях наших предприятий. Например, согласно данным IT-Enterprise экономия для компании Interpipe благодаря подобной системе составляет более 20 млн долларов в год. Другой пример – именно с акцентом на Fast-Easy-Simple показывает, каким образом крупнейший российский дистрибутор электротехнического рынка может противостоять давлению брендов и помогать решать потребителю его задачи по выбору комплектующих в сложной рыночной среде. 
  • CRM – уже хорошо известный класс продуктов для автоматизации бизнес-процессов продаж. Лидер украинского рынка, компания Terrasoft, работающая сегодня уже на мировых рынках – имеет десятки великолепных описанных кейсов. Они же входять в подборку лучших кейсов и практик по оценкам B2B Ray- B2B Ukraine. Подобные реализации имеют комплексный характер и ведут к росту продаж на десятки %.
  • E-commerce – в потребительских сегментах безусловным лидером является Rozetka, продолжающая стремительно расти и «откусывать» долю офф лайн рынка по новым и новым сегментам товаров. Общий рост по стране в 2016 г. составлял 35%, что выше европейских показателей. Но важно знать, что подобные системы не менее важны и для промышленных, и В2В сегментов. Например, в системах, как allbiz или prom.ua, присутствуют десятки тысяч производителей промышленных товаров. Многие ведущие бренды хай-тек также сегодня предлагают свои он-лайн площадки для продажи товаров и услуг.
  • Сервис – как правило, дигитализация в этой области сегодня связана с интеграцией с продаж и е-комерции. И поскольку это финальный процесс – здесь чаще всего появляется и проявляется клиентский опыт. То есть, то как потребитель будет нас воспринимать и какое финальное впечатление у него останется. Очевидно, что здесь также имеет место тренд к переходу в среду он-лайн – просто потому, что так выгоднее потребителю. Если вернуться к нашим примерам, то лучшим и самым современным примером из области 4.0 остается Kaeser Kompressoren – cервис здесь развит до такой степени, кто компания просто изменила бизнес-модель – вместо компрессорных станций они уже продают услугу, – количество и качество сжатого воздуха. Но ведь по сути вещей, это именно то, чем пользуется потребитель – зачем ему держать у себя на балансе сами компрессора, тратить деньги на их обслуживание, чинить неисправности и т.д. Все это отныне – забота (сервис) поставщика. 

Конечно, внедрение разнородных продуктов по всей цепочке ведет к росту новых затрат – на ИТ-технологии и их поддержку и интеграцию. Поэтому появляются интеграционные платформы на уровне всего предприятия, – системы как ERP призваны решать эти задачи по интеграции и оптимизации работы различного ПО по всей цепочке ценности. Вот хорошее описание, как это делается на наших производственных предприятиях, и что это дает.

 

Украинские вызовы цифровой трансформации по цепочке ценности в хай-тек и промышленных сегментах

Вызовы по горизонтали также хорошо проработаны на множестве кейсов, исследований и мнений ведущих мировых экспертов. Обозначим 3 – наиболее, на наш взгляд, релевантные для нас:

  1. Смещение фокуса на процессы с наивысшей добавленной ценностью
    О том, что «в бизнесе есть только маркетинг и инновации – все остальное затраты» – Питер Друкер, – один из самых знаменитых гуру менеджмента, сказал в прошлом веке. В 2016 году на Давосском форуме экономисты подтвердили это следующей диаграммой

рис.3 

Здесь четко видно, что зоны наивысшей добавленной ценности в нынешнем мире принадлежат R&D одной стороны, – и Маркетингу-Сервису, – с другой.
Масса примеров – от глобальных по капитализации IT- компаний, появления Uber, Airbnb, и до наших примеров Luxoft и Kaeser Kompressoren – они все о том же. Однако по большому счету и для отечественных, производственных компаний, все это по-прежнему абстракция – руководители и собственники и далее экономят на вложениях в R&D и маркетинг. Катастрофическое 3-4 кратное падение отечественного машиностроения в 2013-16 годах – этого результат не только безответственности 3-х украинских правительств, просто закрывших глаза на исчезновение целых заводов и сегментов машиностроителей. Это, прежде всего, результат отсталости и консервативности первых лиц предприятий, годами закрывавших глаза на низкие зарплаты инженеров и поиск талантов, отсутствие маркетинга и отлаженных процессов R&D. В этом наши производственники – полная противоположность нашему ИТ-сектору. Не потому ли и результаты столь разные? 

Сопутствующий вызов – объединение, кооперация и взаимодействие. Очевидно, что и ранее создавать мощные R&D отделы было сложно. Сегодня – при таком плачевном состоянии финансов и кадров, – тем более. Выход состоит в умелом использовании существующего ресурса на стороне. Но для этого нужна совершенно другая культура взаимодействия – об этом далее.

2. Интеграция цепочки + ускорение движения по ней
Цепочка ценности как представлена на рис. 1, и все понятия о создании ценности – также датируются прошлым веком. Цифровая трансформация, о которой заговорили после 2010 г. вносит определенные коррективы. CapGemini Consulting первыми в 2011 начинают говорить и показывать другую цепочку, бoльше учитывающую цифровые реалии и возможности

 

рис.4

 

Интегрированная с помощью цифровых технологий цепочка означает ускорение всех циклов, дальнейшее снижение себестоимости (в том числе за счет полной автоматизации процессов) и лучшую настройку на потребителя.

В чем здесь наши вызовы? – прежде всего, в интеграции процессов, в их группировке по 4-м указанным блокам и в их настройке на потребителя. В целом, примеров автоматизации отдельных бизнес-процессов у нас очень много. А вот насколько они интегрированы и с целью предоставления лучшего клиентского опыта – это большой вопрос. Как правило, понимание того, что нужно клиенту быстро растворяется и исчезает, как только вы уходите из продаж в другие отделы. А само понятие «потребительский опыт» (customer experience) остается загадочным для большинства промышленников.

3. Человеческий фактор –> культура и навыки 4.0
Это – самое больное наше место. Технологии меняются гораздо быстрее, чем культура взаимодействия, а также навыки людей. Наше подробное описание этой темы – см здесь. Если резюмировать, то суть в том, что именно люди (наша культура и навыки) являются главный барьером в проникновении новых технологий и модернизации нашей экономики. Эта культура – и на фоне дигитализации создает новые, ранее неизвестные угрозы и барьеры
Самый яркий из них, о котором много разговоров в АППАУ – это полная передача власти в закупках закупщикам и отход технических дирекций на «второй план». С использованием автоматизированных сервисов по закупкам, это, конечно, снижает коррупцию на предприятиях и экономит бюджет. Но одновременно – повышает риски прохождения некачественных поставщиков и общих рисков проектов. Примеров – масса и на каждом предприятии. В результате, это вызывает конфликты и недоверие между отделами, приводит к конфронтации вместо сотрудничества.
Это только частный пример – если расширять картинку, то изменение навыков и культуры взаимодействия ставится на 1-ый план в Индустрии 4.0.

Готовы ли мы к этим изменениям?
Примеры лучших практик, дискуссии и круглые столы о вызовах в течении 2-х дней предусмотрены 22-23 июня на Интерпайпе – крупнейшем трубном производителе страны. Здесь будут ведущие металлургические и машиностроительные предприятия, лучшие вендоры и инжиниринговые компании, уже внедряющие технологии 4.0. Секция «Горизонтальная интеграция» предназначена как раз для не-производственных отделов – руководителей и ведущих специалистов из R&D, маркетинга, продаж, сервиса, логистики, закупок. Вместе – мы рассмотрим примеры и методики, каким образом нашим предприятиям ускорять цифровизацию горизонтальных цепочек создания ценности.

Приглашаем – регистрация здесь.

Editor
Нет Комментариев

Коментувати

Коментар
ім’я
Email
Web-cайт:

Підпишіться на новини руху 4.0